Культ профессии: без кого культуры нет?

Мы узнаем режиссеров по авторскому почерку, берем билеты на спектакль, если в титрах значится любимый артист, слушаем музыку и чувствуем за ней масштабы композитора. Однако есть те, чей труд упомянут лишь бегущей строкой в титрах. Их фотографий не встретишь на обложках журналов или ярких театральных афишах, но без этих людей кино потеряло бы магию, музыка — гармонию, актеры — блистательный облик. Мы решили рассказать о тех, кто находится «за кулисами» творческого процесса, в рамках нового проекта «Культ профессии».
Культ профессии: без кого культуры нет?

«Культ профессии» — федеральный некоммерческий проект HeadHunter, Санкт-Петербургского международного культурного форума, компании Radario и «Сообщества питерских блогеров», стартовавший в октябре. У блогеров есть один день, чтобы узнать больше о жизни представителей «нетворческих» профессий — лауреатов премии имени Анатолия Луначарского. Это работники музеев, театров, библиотек, киностудий и других культурных учреждений из разных регионов России, которых объединяет главное — любовь к искусству. В рамках проекта знакомим вас с некоторыми из них. Возможно, герои проекта кому-то помогут найти ответы на актуальные вопросы, касающиеся карьеры и развития.

Театр

Заведующая литературно-педагогической частью Музыкального театра имени Натальи Сац — Роксана Сац — работает в театре с 1969 года. Музыкальный театр, как и ТЮЗ в Алма-Ате, основала мать героини.

«Когда Наталья Ильинична создавала наш театр, она утвердила его главнейший принцип — это должен быть театр прежде всего высокопрофессиональный, музыкальный театр, с настоящими голосами, с настоящей пластикой, а не полулюбительский, как бы ни было хорошо любительское. Тогда только мы станем каким-то маяком и образцом того, как надо создавать спектакли для детей», — рассказала Роксана блогеру Натальье Анисимовой. Еще во время учебы в школе в Казахстане Роксана Николаевна стала играть в музыкальном театре, а чуть позже пришло понимание, что настоящее призвание заключается в другом. В 1958 году она вместе с матерью вернулась в Москву и посвятила 17 лет жизни педагогике: «В какой-то степени я в школу привнесла театр, и может быть, поэтому у меня никаких проблем с дисциплиной не было, хотя я работала в мужской школе даже с трудновоспитуемыми детьми».

Любовь к литературе, поэзии, музыке нашла отражение в профессии заведующей литературно-педагогической частью музыкального театра. Роксана Сац сама пишет либретто, выходит на сцену со вступительным словом перед началом каждого спектакля и ищет то, что созвучно современной публике, современным детям, которые приходят на самые разные музыкальные постановки.

Культ профессии: без кого культуры нет?
Фото Натальи Анисимовой

«Она уникальная личность, про которую говорят «штучная». Ощущение такое, что закончилось тесто, из которых делали подобных ей людей, — отмечает в своем репортаже Наталья Анисимова. — Роксане Николаевне — 90 лет. У нее умные молодые глаза, дивная речь, великолепная память, мощная личная харизма, потрясающее чувство собственного достоинства и уважения к собеседнику. Она, несмотря на пережитые трудности (арест матери, детдом, войну, голод), искренне любит родину и дело, которым она занимается почти полвека! И носит каблучки!»

Культ профессии: без кого культуры нет?
Фото Натальи Анисимовой

Тем, кто находится в поисках себя, возможно, пригодится совет от человека, посвятившего любимому делу всю жизнь: «По-моему, процесс человеческого становления состоит из двух взаимосвязанных явлений — брать и отбрасывать, потому что всеядность мешает, — говорит Роксана Николаевна. — Ощутить, что именно тебе нужно, и в это углубиться — мне кажется очень важным не только для детей, но и для взрослых. От этого зависит твоя профессия, чувство удовлетворения или вечной неудовлетворенности. При этом есть разница между поиском и бесконечными притирками туда-сюда, где повезет. Настоящий поиск, даже если он не дает нужного результата — это все-таки не напрасно».

Музей

С Марией Лихой , директором музея-крепости «Корела» в городе Приозерске, что в Ленинградской области, беседовал блогер Ильдар Бабиков. Как оказалось, вхождение в должность руководителя совпало с кризисом в туристической отрасли. Нужно было работать над формированием и развитием нового имиджа музея. «Необходимо было изменить отношение приозерцев и муниципальной власти к музею. А также самим переосмыслить нашу деятельность. Коллектив начал работу с пересмотра экспозиции, нового подхода в подаче материала: подчеркнули православную составляющую Приозерска, выделили финский период в истории города, подчеркнули роль карельского фактора», — делится Мария.

Сегодня «Корела» — одно из самых посещаемых туристических мест в Ленинградской области. В 2016 году в музее побывали около 60 тысяч туристов, и это не удивительно — эти места привлекают людей не только красотой природы, но и исторической ценностью. Средневековая Корела была крайним на Северо-Западе городом Руси: крепость была заложена на рубеже XIII и XIV веков новгородцами для защиты рубежей республики от шведов. Крепость стала центром военно-исторических фестивалей, здесь открываются новые экспозиции, издают книги по краеведению. Большую часть экспонатов удалось собрать благодаря усилиям приозерцев. В музее собрана уникальная археологическая коллекция. Героиня рассказала, что в экспозиции есть даже блюдо для рыбы от «черных копателей», которые в районе Сосново под березой нашли клад. В трех кастрюлях была зарыта посуда, завернутая в финские газеты 1940 года.

Культ профессии: без кого культуры нет?
Фото Ильдара Бабикова

Большое значение Мария Лихая уделяет развитию русско-финских отношений. Например, на территории «Корелы» проводятся финские этнокультурные праздники, в экспозиции музея появляются специальные разделы, посвященные Финляндии, с 2002 года героиня принимает участие в работе Российско-Финляндского культурного форума.

Что касается профессии, то Мария относится к своему статусу легко: «Директор вообще очень простая должность. Изучить коллектив, знать, кто на что способен, и раскрыть эти способности. Получилось так, что при обновлении экспозиции я свой кабинет отдала под музейный гардероб. Я не сижу, перемещаюсь постоянно, могу оперативно подставить плечо, оказать помощь. И еще нужно уметь уйти вовремя».

Филармония

В закулисный мир филармонии окунулся блогер Александр Злобин. «Филармония — беспокойное хозяйство. В трех залах — большом, малом и органном — без малого тысяча посадочных мест. Впечатляющий репертуар с двумя десятками абонементов на самый взыскательный вкус только по месту, а еще — гастроли, выездные выступления, встречи, проводы и размещение гостей, зубодробительная логистика. Список изрядный, но далеко не полный. В общем и целом, старший администратор отвечает за организацию концертной деятельности творческих коллективов филармонии». Об Ирине Точитской , администраторе Белгородской государственной филармонии, вышел авторский репортаж Александра.

Культ профессии: без кого культуры нет?
Фото Александра Злобина

Погружение в сферу культуры и искусства не обошлось без открытий: «Деятельность филармонии не ограничивается тремя концертными залами в здании и гастролями, нет. Творческие коллективы филармонии постоянно дают концерты для жителей самых отдаленных населенных пунктов Белгородской области, которые в силу ряда причин не могут приехать в Белгород. Такие выезды, как и любое другое выступление вне стен филармонии, не допускают и тени халтуры или упрощения. Если оркестр, то полный, если звук, то без вульгарных «минусов». В том, чтобы все части сложились в одну мозаику, и заключается мастерство администратора.

Культ профессии: без кого культуры нет?
Фото Александра Злобина

«Мало приготовить шикарную программу или организовать гастроли приглашенных артистов — администратор должен быть назойливым, корректно назойливым. Когда тебе указывают на дверь и утверждают, что выступление, например, оркестра — скука смертная, лезь в окно и доказывай обратное, — рассказывает об особенностях профессии Ирина Точитская. — Отрадно, что самые горячие благодарности после концерта получаешь именно от людей, которые скептически относились к идее культурного отдыха в филармонии».

Культурная работа: анализ рынка труда

И немного аналитики от HeadHunter. Число вакансий от работодателей из театров, музеев и филармоний, опубликованных в России в октябре 2017 года невелико, однако их количество по сравнению с октябрем 2016 года увеличилось на 44%.

Если говорить о территориальном распределении таких вакансий, то каждое третье предложение о работе размещено в Москве (36%), доля вакансий из Санкт-Петербурга составила 14%, из Омска — 10%.

Культ профессии: без кого культуры нет?

В России средняя предлагаемая заработная плата работников театров, музеев и филармоний по сравнению с 2016 годом не изменилась и составила 30 тысяч рублей. В Москве доход персонала выше — в среднем 40 тысяч рублей. Петербуржцам работодатели готовы предложить чуть меньше — 35,7 тысяч рублей.

Культ профессии: без кого культуры нет?

Кто же нужен сегодня театрам, филармониям и музеям? Сравнительно большим спросом у работодателей в октябре пользовались администраторы, художники по свету, актеры/аниматоры и менеджеры.

Средняя заработная плата работников данных профессий на hh.ru колеблется в диапазоне от 17,5 тысяч рублей до 43 тысяч рублей. На больший доход могут рассчитывать специалисты в области маркетинга — 40 тысяч рублей, на том же уровне находится и оклад менеджера. Ниже оплата труда актеров, аниматоров и администраторов, их средняя зарплата по России составляет 30 тысяч рублей.

Культ профессии: без кого культуры нет?

Большую благодарность за помощь в работе над проектом выражаем Светлане Гуляевой — руководителю пресс-службы Санкт-Петербургского международного культурного форума, Павлу Прокофьеву — директору «Сообщества питерских блогеров», Кириллу Малышеву — директору по маркетингу компании Radario.